Права пациента

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 13, 19, 20, 21, 22, 84) пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение персонала;
  • выбор врача, медицинской организации;
  • медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмеша­тельство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания медицинской помощи, от госпитализации;
  • получение платных медицинских услуг, предоставляемых по его желанию при оказании медицинской помощи и платных услуг, предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи;
  • получение информации о фамилии, имени, отчестве, должности его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и нахождение в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами, если таковое не пре­пятствует диагностическому процессу;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск священнослужителей, предоставление условий для проведения религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, не допуская нарушения внутреннего распорядка медицинской организации;
  • приём главным врачом, генеральным директором;
  • запись своей благодарности в книгу жалоб и предложений; заявление претензии, заявления и предложения;

Обязанности пациента

Согласно статье 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Пациент обязан:

  • соблюдать режим работы медицинской организации;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации для пациентов;
  • информировать своего лечащего врача об имеющихся сопутствующих заболеваниях, назначениях специалистов других лечебных учреждений, проявлений аллергических реакций;
  • ознакомиться с намеченным лечащим врачом планом лечения и обследования;
  • оформлять в установленном порядке информированное согласие на медицинское вмешательство, а также свой отказ от медицинского вмешательства;
  • соблюдать предписанный лечащим врачом режим;
  • точно и неукоснительно выполнять назначенные врачом диагностические и лечебные процедуры, не допускать прием лекарственных препаратов по своему усмотрению;
  • своевременно ставить в известность лечащего врача об изменениях своего состояния здоровья, переносимости назначенного лечения;
  • уточнять у врача о необходимости соблюдения диеты, лечебно-охранительного режима, выполнение назначений и рекомендаций врача.
  • соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического режима;
  • сообщать медицинскому персоналу обо всех оставленных без присмотра предметах;
  • вести себя корректно и уважительно по отношению к медицинскому персоналу и другим пациентам, находящимся на лечении. Не создавать конфликтные ситуации, отрицательно влияющие на результаты лечения;
  • бережно относиться к имуществу медицинской организации, соблюдать чистоту и порядок;
  • соблюдать тишину;
  • соблюдать правила запрета курения в медицинской организации и на прилегающей территории.